Вы здесь

01.04.2020

Материалы по оценке воздействия установления объемов изъятия (лимита и квот добычи) благородного и пятнистого оленей, лося, косули сибирской и барсука на территории муниципального района Нефтегорский Самарской области на период с 01.08.2020 по 31.07.2021

  1. Общие сведения

 

  1. 1 Заказчиком деятельности является департамент охоты и рыболовства Самарской области (далее – департамент).

Юридический и почтовый адрес - 443086, г. Самара, ул. Ерошевского, д.3А,   телефон  207-77-95, факс  207-69-67.

  1. 2 Объектом оценки воздействия намечаемой хозяйственной деятельности являются материалы обоснования объемов (лимитов и квот)  добычи благородного и пятнистого оленей, лося, косули сибирской и барсука на территории муниципального района Нефтегорский Самарской области на период с 01.08.2020 по 31.07.2021.

1.3 Контактные лица:

Соколов М.В. – главный консультант управления охраны охотничьих и водных биологических ресурсов департамента, тел. 207-77-82;

Серов Д.В. - консультант управления охраны охотничьих и водных биологических ресурсов департамента, тел. 207-77-83;

1.4 Тип документации – рабочий проект (утверждаемая часть) материалов обоснования объемов (лимитов и квот) добычи благородного и пятнистого оленей, лося, косули сибирской и барсука на территории муниципального района Нефтегорский Самарской области на период с 01.08.2020 по 31.07.2021.

2. Пояснительная записка по обосновывающей документации

Предметом экологической оценки является воздействие намечаемой хозяйственной деятельности на компоненты окружающей среды - животный и растительный мир, ландшафт.

Под воздействием следует понимать те изменения в окружающей среде, которые полностью или частично являются результатом намечаемой хозяйственной деятельности.

Прогноз, анализ и оценка значимости последствий ожидаемых воздействий на окружающую среду является основной стадией процесса экологической оценки.

Общие требования к оценке воздействия на окружающую среду содержатся в Положении об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденном приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16.05.2000 № 372.

Материалы разработаны на основании действующей на территории Российской Федерации нормативно-правовой документации.

В основе расчета департаментом объемов изъятия благородного и пятнистого оленей, лося, косули сибирской и барсука на территории муниципального района Нефтегорский Самарской области лежат следующие принципы:

- единая система расчетов лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов, определенная приказом Минприроды России от 29.06.2010 № 228;

- устойчивое использование охотничьих ресурсов, которое не приводит в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия и при котором сохраняется способность объектов животного мира к устойчивому существованию.

Численность лимитируемых видов охотничьих ресурсов  на территории муниципального района Нефтегорский Самарской области в 2020 году по данным государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания составила:

Наименование охотничьего угодья

Численность лимитируемых видов охотничьих ресурсов, особей

косуля сибирская

лось

барсук

Нефтегорское

146

0

102

Утевское

88

41

37

Итого по району

234

41

139

 

 

Такие виды лимитируемых охотничьих ресурсов как пятнистый и благородный олени постоянно на территории охотничьих угодий муниципального района Нефтегорский не обитают.

Планирование квот добычи благородного и пятнистого оленей, лося, косули сибирской и барсука по охотничьим угодьям муниципального района Нефтегорский Самарской области производилось департаментом в соответствии с «Порядком принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений», утвержденным приказом Минприроды России от 29.06.2010 № 228, на основании нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях, утвержденных приказом Минприроды России от 30.04.2010 № 138, и с учетом данных о численности охотничьих ресурсов на 1 апреля текущего года по данным государственного мониторинга. Также при этом учитывалась необходимость уменьшения квоты добычи охотничьих ресурсов в предстоящем сезоне охоты в том случае, если на территории того или иного охотничьего угодья произошло снижение численности данного вида животных.

3. Цель и потребность реализации намечаемой хозяйственной деятельности

Целью реализации намечаемой деятельности является обоснование возможности изъятия благородного и пятнистого оленей, лося, косули сибирской и барсука из среды обитания, а также определение допустимых объемов (лимитов и квот) их изъятия.

Основанием для проведения охоты на благородного и пятнистого оленей, лося, косулю сибирскую и барсука в осенне-зимний сезон 2020 г. являются:

- осуществление гражданами и охотпользователями Самарской области права пользования  охотничьими ресурсами в соответствии со статьями  33, 34 и 40 Федерального закона  «О животном мире», Федеральным законом «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правилами охоты, утвержденными приказом Минприроды России от 16.11.2010 № 512,  статьями 17 и 18  Закона Самарской области от 01.04.2010 № 31-ГД  «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов в Самарской области»;

- данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, определение динамики численности каждого вида в целом по муниципальному району Нефтегорский Самарской области, а также по отдельным охотничьим угодьям;

- использование нормированного изъятия как общепринятого научно-обоснованного способа воздействия на численность и половозрастной состав популяций животных. Нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, а также нормативы численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях утверждены приказом Минприроды России от 30.04.2010 № 138.

4. Альтернативные варианты достижения цели намечаемой деятельности

Ввиду специфики объекта экологической оценки – установление объемов добычи охотничьих ресурсов альтернативным вариантом является отказ от деятельности в случае выявления факта недостаточности численности охотничьего ресурса, необходимости его воспроизводства. 

По результатам проведенного анализа представленных материалов отказ от добычи пятнистого и благородного оленей предусмотрен во всех охотничьих угодьях муниципального района Нефтегорский Самарской области в связи с отсутствием данных видов. Также в связи с отсутствием популяции лося предусмотрен отказ от его добычи на территории охотничьего угодья «Нефтегорское».

5. Описание возможных видов воздействия на окружающую среду

Основным возможным видом воздействия на окружающую среду является снижение численности благородного и пятнистого оленей, лося, косули сибирской и барсука, связанное, как с фактическим отстрелом, так и прерыванием социальных и семейных связей в популяции, что разрушает  и тормозит размножение вида.

Принимая во внимание малочисленность хищников (волк, рысь), использующих благородного и пятнистого оленей, лося, косулю сибирскую в качестве кормовой базы, рассматривать их воздействие нецелесообразно.

При определенных условиях (в том числе при устранении регулирующего воздействия хищников – естественных врагов копытных), многочисленное и обитающее на ограниченной территории поголовье благородного и пятнистого оленей, лося, косули сибирской может истощить на длительный период или значительно опустошить растительный мир, ограничить кормовую базу свою и других видов.

Барсук, по общей оценке научной и охотоведческой литературы, оказывает положительное влияние на окружающую среду, способствует распространению семян растений, уничтожает личинки и имаго насекомых - вредителей лесов, регулирует численность мышевидных грызунов, роющей деятельностью создает укрытия для других видов млекопитающих.

6. Описание окружающей среды, которая может быть затронута намечаемой деятельностью

Самарская область расположена в юго-восточной части европейской территории России в среднем течении реки Волги.

Самарская область входит в состав Приволжского федерального округа и Поволжского экономического района.

Граничит на западе с Ульяновской областью, на севере – с Республикой Татарстан, на востоке – с Оренбургской областью, на юго-западе –                              с Саратовской областью, в самой южной точке имеет соприкосновение с Республикой Казахстан.

Площадь территории Самарской области составляет 53,6 тысяч кв. км или 0,31% территории России. Протяженность территории с севера на юг – 335 км, с запада на восток – 315 км.

В состав Самарской области входит 10 городских округов (Самара – областной центр, Тольятти, Сызрань, Новокуйбышевск, Чапаевск, Отрадный, Жигулевск, Октябрьск, Кинель, Похвистнево) и 27 муниципальных районов.

Климат области континентальный, с резкими температурными контрастами, короткими переходными сезонами, холодной зимой, жарким летом, дефицитом влаги, богатым солнечным освещением и большой вероятностью весенних и осенних заморозков. Сравнительно небольшие размеры территории определяют общее сходство ее климатических условий. Однако различия в распределении высот, акваторий, лесов и сформировавшихся ландшафтов вызывают заметные колебания в значении метеоэлементов.

Среднегодовая температура воздуха +3,0…+4,0°С; средняя месячная температура воздуха изменяется от +19…+22,0°С в июле, до –14,0…–14,8°С в январе.

Зима в лесостепной зоне относительно сурова и продолжительна. При вторжении арктических масс температура понижается до –50°С. Устойчивый снеговой покров высотой от 40 до 60 см в защищенных от ветра и до 25 - 45 см в открытых условиях держится около 5 месяцев. Запасы воды в снежном покрове колеблются от 50 до 130 мм.

Осадков в среднем за год выпадает от 270 до 440 мм. Большинство осадков (около 70 %) выпадает с апреля по октябрь, максимум их приходится на июнь - июль.

Для степной зоны (к югу от реки Самары) характерны жаркое лето, холодная, облачная зима. Здесь отмечается повышение числа дней с суховеями и засухой. Выпадает 40-50 мм осадков в месяц. Дожди преимущественно ливневые с грозами. Пасмурные дни практически отсутствуют.

Сумма годовых осадков от северной части области к южной снижается
от 380 до 270 мм. Длительность вегетационного периода с севера на юг увеличивается от 132 до 153 дней.

Наиболее вредными климатическими явлениями Самарской области, затрудняющими ведение охотничьего, лесного и сельского хозяйства, являются засухи. Вероятность засух на юге области  достигает 40 %.

В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов РФ от 28.03.2007 № 68 лесной фонд Самарской области относится к лесостепному району европейской части РФ (18 муниципальных районов) и к району степей европейской части Российской Федерации (9 муниципальных районов).

С 1996 г. все леса области с учетом экологической обстановки переведены в первую группу (сейчас это категория защитных лесов), что изменило порядок лесопользования (снизился объем сплошных рубок).

По материалам Лесного плана Самарской области (4), общая площадь земель лесного фонда и иных территорий, занятых лесами, составляет 14,2 % площади области или 760,1 тыс. га, что позволяет относить регион к малолесным территориям России. Только в Жигулевских горах лесистость достигает 70 %. Общая площадь, покрытая лесом, составляет 684,6 тыс. га.

Возрастная структура лесов распределена следующим образом: молодняки - 23%; средневозрастные – 47 %; приспевающие – 13 %; спелые – 17 %.

На долю хвойных лесов в лесничествах Самарской области приходится 16% покрытых лесными насаждениями земель.

Твердолиственные, преимущественно дубовые леса (27 %), расположены в Сергиевском, Похвистневском, Красноярском, Клявлинском и Кинельском лесничествах. Нагорные дубравы находятся на волнистых формах рельефа. Семенной дуб встречается отдельными участками  в Кошкинском и Красноярском лесничествах, в Дубовой роще Самарского лесничества. Однако большинство дубняков представлено порослевыми насаждениями IV – V классов бонитета. Твердолиственное хозяйство включает также ясень зеленый и обыкновенный, клен остролистный и ильмовые породы (вяз, ильм, карагач).

На долю мягколиственных пород приходится 45 % покрытой лесом площади. Осиновые насаждения II и III бонитета занимают 18 % площади и расположены в северных лесничествах: Шенталинском, Клявлинском, Сергиевском и Похвистневском.

Под липой находится 17 % лесопокрытой площади. Более 30 тыс. га липняков произрастает в Жигулевских горах, 14 тыс. га – на территории Похвистневского лесничества, Сергиевском, Красноярском и Шенталинском лесничествах.

Березняки в Самарской области занимают 10 % площади; лучшие березовые насаждения расположены в Кошкинском лесничестве.

Анализ динамики изменения  площадей по преобладающим породам за 35 лет показывает, что дубравы сократили свою площадь на 11,3 %, площади сосняков увеличились на 3,9 %, березняков - на 5,6 %.

Особо ценные лесные массивы (национальный парк, памятники природы, государственные лесные полосы) занимают 20%; леса, выполняющие оздоровительные, санитарно-гигиенические функции (зеленые зоны городов), - 19%; запретные полосы лесов вдоль рек, дорог – 14%; леса, выполняющие, в основном, полепочвозащитные функции - 47 %.

Леса расположены на территории области крайне неравномерно. Если на юге области (в Алексеевском, Большеглушицком, Большечерниговском, Красноармейском, Пестравском районах) лесистость составляет всего 1,5 %, то в северной части (в Ставропольском, Сызранском, Красноярском, Похвистневском, Шигонском районах) на долю лесов приходится до 22-26 % площади.

Свойственная лесам Самарской области мозаичная структура особенно благоприятна для сохранения на разреженных участках естественного подроста, а также поддержания видового разнообразия флоры и фауны.

В Самарской области компактные лесные массивы расположены в правобережье, в районе Жигулевских гор и в северных районах области - в бывших лесхозах: Шенталинском, Сергиевском, Ново-Буянском, Красноярском, Ставропольском.

По берегам Волги, Самары, Большого и Малого Кинеля, Сока, Кондурчи узкой полосой тянутся пойменные леса.

На границе с Оренбургской областью находится широко известный Бузулукский бор. Общая площадь Бузулукского бора составляет 110,6 тыс. га, в том числе на территории Самарской области – 54,1 тыс. га.

В 2012-2019 годах условия обитания диких копытных животных и барсуков были относительно благоприятны, отрицательных природных и антропогенных факторов, существенно ухудшающих среду обитания барсуков, не отмечено.

7. Оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду

Благородный и пятнистый олени, лось, косуля сибирская являются естественным и неотъемлемым элементом лесных, лесостепных, степных и болотно-луговых биоценозов. По степени воздействия на среду обитания при высокой численности и плотности популяции виды рассматриваются современной наукой как способные нанести серьезный вред флоре и фауне биоценоза.

Дикие копытные животные питаются преимущественно травянистыми растениями и побегами кустарников. При высокой плотности они могут наносить значительный вред степным лесополосам, полностью стравливая ежегодный подрост. Даже при достаточности естественных кормов  косули могут выходить на посевы злаков, подсолнечника, кукурузы, овощей, и производить потравы.

Естественным регулятором численности для благородного и пятнистого оленей, лося, косули сибирской и барсуков является сочетание природно-климатических условий и эволюционно сложившихся трофических связей с биоценозом, в частности, достаточность необходимых для обитания площадей различных типов угодий, их расположение и конфигурация, количественный и качественный состав естественных кормов,  ограничивающее воздействие хищников. В современных условиях эти связи подверглись значительным антропогенным воздействиям. Так, численность естественных врагов (волка и рыси) минимальна, а среда обитания и кормовая база подверглись интенсивному сокращению в результате хозяйственной деятельности человека.

Важным условием устойчивого существования благородного и пятнистого оленей, лося, косули сибирской и барсука является обеспечение благоприятных факторов обитания (качественный и количественный состав кормов, площадь пригодных угодий, наличие и доступность укрытий, путей свободной миграции) и других условий.

При этом в настоящее время существенно возрастает роль воздействия человека. Регулирующие воздействия должны быть направлены на охрану среды обитания и самих животных, своевременное проведение обоснованных биотехнических мероприятий с целью «кормового удержания» животных в пределах охраняемых охотничьих угодий, а также воздействие на численность и плотность населения животных путем их добычи в пределах установленных лимитов и квот.

Основным значимым воздействием на окружающую природную среду является изъятие животных как представителей биоценоза.

Такие виды лимитируемых охотничьих ресурсов как пятнистый и благородный олени на территории охотничьих угодий муниципального района Нефтегорский не обитают.  Численность лося, косули сибирской и барсука на протяжении последних лет стабильна, а ее определенные колебания по годам вызваны главным образом естественными причинами и находятся в допустимых пределах, не вызывающих беспокойство за судьбу этих видов охотничьих ресурсов.

В результате регламентированной добычи происходит оздоровление популяции видов, снижается внутрипопуляционное напряжение.

В предстоящий период с 01.08.2020 по 31.07.2021 департамент предлагает установить следующие квоты добычи для охотничьих угодий муниципального района на территории охотничьих угодий муниципального района Нефтегорский Самарской области:

 

Наименование охотничьего угодья

Предлагаемые квоты добычи охотничьих ресурсов, особей/% от численности

косуля сибирская

лось

барсук

особей/в т.ч. в возрасте до 1 года

% от численности

особей/в т.ч. в возрасте до 1 года

% от численности

особей

% от численности

Нефтегорское

14/7

9,6

0

0

10

9,8

Утевское

5/2

5,7

3/0

7,3

3

8,1

Итого по району

19/9

8,1

3/0

7,3

13

9,4

 

 

Департамент считает, что запланированные объемы изъятия лося, косули сибирской и барсука не приведут к нарушению установившегося экологического равновесия как в целом на территории Самарской области, так и в биоценозах охотничьих угодий муниципального района Нефтегорский, в которых будет производиться добыча. Объемы добычи благородного и пятнистого оленей департаментом не планировались в связи с отсутствием данных видов на территории района.

Планируемые объемы добычи лося, косули сибирской и барсука рассчитаны в соответствии с действующими нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов, они носят превентивный, охранительный характер, и не являются угрожающими для численности видов.

 

8. Меры по предотвращению (снижению) возможного негативного воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду

 

Эффективным фактором, снижающим, воздействие на численность диких животных, является проведение научно-обоснованного изъятия в виде регламентированной охоты. При этом в первую очередь  нужно добывать больных, слабых, плохо развитых и старых животных.

Мерами по смягчению воздействия охоты на популяции копытных животных и барсука является планирование их изъятия с разделением по возрасту (добыча молодняка в возрасте до 1 года установлена для косули сибирской в размере до 50% от квоты) и полу (проведение охоты на взрослых самцов во время гона – не более 25% от квоты), а также применение оптимальных сроков охоты, разрешенных  способов и орудий охоты.

В соответствии с  приказом Минприроды Российской Федерации от 16.11.2010 № 512 «Об утверждении правил охоты» добыча данных видов охотничьих ресурсов на территории Самарской области осуществляется в следующие сроки:

а) косуля сибирская:

все половозрастные группы – с 1 октября по 31 декабря;

взрослые самцы – с 25 августа по 20 сентября.

б) барсук – с 15 августа по 31 октября.

в) лось:

все половозрастные группы  –  с  1 октября по 31 декабря;

взрослые самцы  –  с  1 сентября по 30 сентября;

в возрасте до одного года  –  с 1 января по 15 января.

9. Выявление при проведении оценки воздействия неопределенности в определении воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду

Исходя из того, что данная работа носит ежегодный характер, сочетает в себе научный анализ и прогноз, основанный на многолетних наблюдениях и натурных исследованиях, факторы неопределенности не выявлены.

10. Краткое содержание программ мониторинга

В 2020 году, как и в предшествующих 2018-2019 годах, численность благородного и пятнистого оленей, лося, косули сибирской на всей территории Самарской области определялась в соответствии с приказом Минприроды России от 11.01.2012 № 1 «Об утверждении Методических указаний по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета», при этом за исследуемую территорию был принят муниципальный район. Численность благородного и пятнистого оленей, лося, косули сибирской в каждом охотничьем угодье муниципального района определялась от общерайонной численности пропорционально показателю учета (количество пересечений следов на 10 км маршрута в конкретном охотничьем угодье).

Начиная с 2017 года департаментом проводится государственный учет численности барсука. Учет проводится в каждом охотничьем угодье Самарской области, кроме угодий, представленных акваториями и островами р. Волга. При этом использовался научно обоснованный метод.

 Полученные в результате учетных работ в 2019 году данные вошли в систему государственного мониторинга как численность барсука на 1 апреля 2020 года.

11. Обоснование выбранного варианта намечаемой деятельности

Из общего количества поголовья косули сибирской в размере 234 особи департаментом планируется выделить к добыче 19 особей.

Из общего количества поголовья лося в размере 41 особь департаментом планируется выделить к добыче 3 особи.

Из общего количества поголовья барсука в размере 139 особей департаментом планируется выделить к добыче 13 особей.

Добыча пятнистого и благородного оленей  департаментом не планируется.

Департаментом произведено снижение устанавливаемой квоты добычи косули сибирской относительно квоты прошлого периода в охотничьем угодье «Утевское» муниципального района Нефтегорский, в связи с выявленным снижением численности данного вида на территории охотугодья.

12. Материалы общественных обсуждений

В соответствии с Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды от 16.05.2000 № 372, и в рамках исполняемых полномочий департаментом охоты и рыболовства Самарской области (далее – департамент), в целях учета мнения общественности, построения партнерских отношений с населением, чьи интересы могут быть затронуты в результате возможной реализации намечаемой деятельности, в газете «Волжская коммуна» от 22.01.2020 №8 (30792) было опубликовано информационное сообщение о возможности ознакомиться с проектом технического задания и внести предложения по его изменению, о подготовке предварительных материалов по оценке воздействия на окружающую среду проектируемых объемов изъятия (лимитов и квот добычи) охотничьих ресурсов на территории Самарской области и возможности внесения предложений и замечаний по данным вопросам.

По вышеуказанному вопросу предложений от граждан, юридических лиц и общественных организаций в департамент не поступило.

Также департаментом были направлены обращения в соответствующие органы местного самоуправления с просьбой организовать проведение общественных обсуждений по объекту государственной экологической экспертизы.

Обсуждения в муниципальном районе Нефтегорский в связи с введением постановлением Губернатора Самарской области от 16.03.2020 № 39 режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции 2019-nCoV проводятся в заочном формате. Инициатором проведения общественных обсуждений указанных материалов выступает департамент охоты и рыболовства Самарской области. Организаторами общественных обсуждений являются органы местного самоуправления. Граждане и общественные организации информируются о дате и  времени проведения общественных обсуждений через местные средства массовой информации и иными способами.

13. Резюме нетехнического характера

Проводимая в 2020году департаментом охоты и рыболовства Самарской области работа по установлению лимитов и квот добычи благородного и пятнистого оленей, лося, косули сибирской и барсука выполняется с учетом требований законодательства Российской федерации в области охоты, охраны объектов животного мира, экологической экспертизы.

Принятые расчетные показатели обоснованы действующими нормативами допустимого изъятия, данными государственного мониторинга охотничьи ресурсов и среды их обитания.

Предусмотренная законодательством процедура участия общественности соблюдена, предложения общественности по данному вопросу учитываются.

Планируемые лимиты и квоты добычи благородного и пятнистого оленей, лося, косули сибирской и барсука носят превентивный, охранительный характер, и не являются угрожающими для численности видов.

14. Список литературы

  1. Атлас земель Самарской области. Самара. 2002.
  2. Белянин В.Н. Копытные животные Жигулевского государственного  заповедника. В сб. «Охотничье хозяйство и заповедное дело»,                               М, Россельхозиздат, 1977, стр. 21-24.
  3. Копытные звери. Редкие животные СССР. М., «Лесная   промышленность», 1977. - 280 с.
  4. Лесной план Самарской области, 2008.
  5. Схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Самарской области», 2013.
  6. Машкин В.И. Биология промысловых зверей в России. Киров,2007. - 424 с.
  7. Нормирование использования ресурсов охотничьих животных. Под  ред. В.И. Машкина. Киров, 2008. - 176 с.
Дата: 
Среда, 1 Апреля, 2020